Георадиолокационные исследования
Георадиолокационное исследование (георадарное обследование) осуществляется при помощи георадара. Георадар – это мобильный электронный геофизический прибор, позволяющий получать непрерывный разрез исследуемой среды и записывать его в файл для дальнейшей обработки, анализа и документирования.
Принцип действия георадара основан на методе радиолокации: излучение в зондируемую среду электромагнитных импульсов и регистрация отражённых сигналов от неоднородностей и объектов в толще среды. Подобный метод является мощным методом неразрушающего исследования и контроля строительных конструкций зданий и сооружений.
В результате, из упорядоченного набора отражённых сигналов складывается разрез исследуемой среды, перпендикулярный плоскости антенн георадара, именуемый георадиолокационным профилем или радарограммой. Анализируя радарограммы можно довольно точно установить положение границ слоёв и других объектов в подповерхностных слоях, в чём и состоит смысл георадиолокационных исследований.
Основным преимуществом этого метода является высокая детальность и производительность. Кроме того выполнение георадиолокационной съемки возможно в движении с использованием транспортных средств. Использование данных георадиолокационных исследований при проведении инженерно-геологических изысканий позволяет сократить объемы бурения, а при обследовании строительных объектов количество участков вскрытия строительных конструкций и обеспечивает получение детальной информации о состоянии инженерных конструкций без нарушения целостности. Высокая чувствительность этого метода к незначительным изменениям в строении, структуре и состоянии материалов конструкции сооружения, делают его незаменимым для выявления дефектов, накапливающихся, развивающихся и проявляющихся под действием внешних нагрузок и обуславливающих снижение долговечности и несущей способности конструкций в целом.
ООО «Нижегородстройдиагностика» уже 10 лет использует для георадиолокационных обследований зданий и сооружений георадар «ОКО-2».
Георадар при проведении обследования зданий и сооружений показал большую эффективность при решении следующих задач:
-
Определение толщины защитного слоя бетона и наличия дефектных зон, связанных с трещинами, повышенной влажностью и пористостью бетона в железобетонных конструкциях (колоннах, перекрытиях, подпорных стенах и стенах камер судоходных шлюзов);
-
Определение мощности насыпных и деформированных грунтов, картирование геологических структур - восстановление геометрии отностительно протяженных границ, поверхности коренных пород под рыхлыми отложениями;
-
Определение толщины фундаментов, стен (в том числе подпорных) и перекрытий при одностороннем доступе к строительной конструкции;
-
Поиск в грунте оснований и в строительных конструкциях полостей искусственного и естественного происхождения (в том числе, выявление наличия пустот под фундаментами зданий и сооружений, бетонными полами, за вертикальными подпорными стенками и причалами);
-
Определение расположения и шага деревянных, металлических и железобетонных балок перекрытий и покрытий при отсутствии непосредственного доступа и возможности проведения контрольного вскрытия;
-
Определение армирования железобетонных конструкций;
-
Определение наличия прогибов армирующих сеток в железобетонных конструкциях;
-
Измерение глубин заложения фундамента, свай, дренажных систем, мостовых опор, обнаружение действующих и недействующих коммуникаций, коллекторов разнообразного назначения;
-
Выявление в грунтах подземных металлических и неметаллических коммуникаций, наличия свайных полей или отдельных свай, подземных ходов, тоннелей, галерей, подвальных помещений, бомбоубежищ;
-
Определение положения уровня грунтовых вод и зон разуплотнения, границ между слоями с различной степенью водонасыщения;
-
Неразрушающее картирование зарытых емкостей, скрытых траншей, границ загрязненных почв, мест протечек;
-
Контроль состояния земляных плотин, мостов, водосбросных и водопропускных сооружений, подпорных стен и др.;
-
Определение толщины ледяного покрова и рельефа дна, оконтуривание областей вечной мерзлоты, таликов;
-
Контроль состояния грунта в зоне инженерных сооружений при строительстве и эксплуатации (фундаменты зданий, железные и шоссейные дороги, обратная засыпка подпорных стен и причалов);
-
Оценка сплошности буронабивных свай;
-
Определение наличия и расположения анкерных тяг и анкерных плит вертикальных причальных стенок типа больверк;
-
Исследование полотна шоссейных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, для оценки толщины слоев дорожной одежды и пригодности к эксплуатации;
-
Изучение состояния грунтового массива для строительства зданий и сооружений.
Георадар применялся нами в практической работе при инженерном обследовании и оценке технического состояния причальной стенки и обратной засыпки набережной Нижегородского пассажирского порта, причальных сооружений Северного речного вокзала в г.Москве, причалов в Республике Марий Эл, причальной набережной г. Саратова, а также при обследовании оснований и строительных конструкций ряда жилых, административных и промышленных зданий в г. Н. Новгороде и Нижегородской области, в г. Самаре и г. Саратове.
Данные георадарной съемки помогут Вам оценить качество работы Ваших подрядных и субподрядных организаций и определить соответствие выполненных ими земляных, арматурных и бетонных работ проектной документации без вскрытия железобетонных конструкций. Мы поможем Вам с большой точностью определить количество арматуры и бетона, уложенных в строительные конструкции и выявить наличие в них пустот и трещин в каменных и бетонных сооружениях.
Георадарные (георадиолокационные) профили с трехмерной визуализацией - результат георадарного зондирования пола промышленного здания с целью поиска пустот и определения возможности размещения на поверхности пола дополнительного тяжелого оборудования.
Георадарный профиль, полученный в результате георадиолокационного исследования территории причальной набережной